Мне написала чудесная девушка Екатерина, окончившая университет культуры в Беларуси. Вопросы были практические – как искать заказчиков начинающему иллюстратору, как определиться с ценообразованием на принты, что делать когда нет заказов, и вообще, «что нужно знать каждому иллюстратору?» Я могу ответить на эти вопросы, основываясь на своём многолетнем опыте. Ответы выкладываю публично.
Вступление
Начинающий художник-иллюстратор, выходя на рынок, попадает в огромный хаотичный мир, где нет чётких правил. Большая опасность — попасть в племя низкооплачиваемых художников, которые, по сути, технически отрисовывают коммерческие заказы по примерам с Pinterest. Такие заказы не приносят каких-то космических денег, часто их нельзя положить в портфолио, показать в соц. сетях, потому что в таком режиме получаются проходные работы низкого качества и после получения гонорара ты забываешь их как страшный сон.
Почему же иллюстраторы так часто попадают в такой переплёт и берутся за странные заказы? Я думаю потому, что в какой-то момент ценность художника стала определяться монетизацией его деятельности, кажется, что ценность тебя как художника определяется наличием заказов и монетизацией. Я подозреваю, что это дух времени, когда деньги почти во всех процессах поставили во главу угла. Но начнём с того, что определение ценности творчества его монетизацией — это ложный критерий. Настоящее творчество ценно само по себе. Настоящее творчество создавалось и создаётся, чтобы вызывать у зрителя возвышенные чувства, из эстетических целей, чтобы в мире стало больше красоты и много чего другого. Птички поют бесплатно — из их груди вылетает песнь потому, что её невозможно сдерживать, потому что песня — это полёт души, это — счастье. Будьте, как птички!
Я часто вспоминаю Цоя, который работал кочегаром, а в свободное время создавал чистое творчество. В целом, вполне себе рабочая схема.
1. Как искать заказчиков?
По моему многолетнему опыту, если вы все делаете правильно — заказчики находят вас сами. Где? В соцсетях! И мы плавно подходим к тому, как важно развивать личный бренд, набирать аудиторию и вообще присутствовать в соцсетях. Могу сказать, что как только я стала прокачивать соцсети, все бренды, предствители коллабораций и клиенты стали мне просто писать в Директ.
Будущие заказчики видят по вашей аудитории и страничке, как людям заходят ваши принты, и их реакцию на них. Это очень важно для бизнеса, ведь для брендов запуск принта — это русская рулетка, их волнует, будут ли покупать их продукцию с вашими принтами. Аудитория художника очень помогает принять решение. Я лично не верю в качественные заказы с Head Hunter и т. д. По моему опыту, заказы приносят сарафанное радио и соцсети. Да — это не быстрый процесс. Может понадобится год или больше, чтобы прокачать соцсети и получать через них заказы, но это время — лучшая инвестиция, потому что потом соцсети будут работать на вас.
2. Аутентичность
Важно понимать, что описанное работает, если у вас есть узнаваемость и оригинальный стиль. Если ваши работы будут дешёвой копией известных иллюстраторов или чем-то невнятным — меджик не случится. Поэтому максимально важно искать свой стиль — техники, сюжеты, культурный бэкграунд, фирменные цвета, стилизация персонажей — все это поможет зрителю отличать вас от других. Как Гуччи нельзя перепутать с Шанель, так же и вы должны быть узнаваемы. Иначе заказчик закажет принт у оригинального автора с его аудиторией.
3. Ценообразование
Важно понимать, что нет никаких чётких критериев оплаты работы художника. Одна и та же работа может оплачиваться совершенно по-разному в зависимости от компании. Ваша возможность диктовать свои условия и просить гонорар больше — возможна, если заказчик заинтересован именно в вас и вашем видении (смотри пункты выше). Если вы для заказчика — всего лишь технический инструмент для отрисовки, он просто найдет вам альтернативу, согласную на условия. Поэтому то, что я написала выше — максимально важно.
Я обычно формирую цены на принты, понимая, сколько времени у меня уходит на работу. у меня есть планка минимального вознаграждения. Если оно будет ниже, я не буду браться за проект Иногда лучше потратить время на бесплатный или благотворительный проект, но получить отдачу в соцсетях и крутую работу в портфолио, чем тратить время на дешевую работу. Опыт так же показывает странную зависимость, что чем меньше платит заказчик, тем больше он выносит мозг.
Помимо гонораров за заказ есть еще система роялти или выплаты процента по факту продажи. Обычно, это значит, что выплачивать будут долго и непрозрачно. Но иногда бывают исключения, например ребята из Fun house store платят честно и вовремя, поэтому я их очень люблю. С остальными я обычно договариваюсь на выплату сразу (Бизнесу, конечно удобнее выплачивать процент с продаж). Но! если вы считаете, что проект будет полезен для вашей славы и личного бренда — можно согласиться на любые условия в пользу других выгод от проекта.
Иногда лучше потратить время на бесплатный или благотворительный проект, но получить отдачу в соцсетях и крутую работу в портфолио, чем тратить время на дешевую работу.
4. Что делать, если кризис и заказов нет?
Не паниковать и продолжать работать. Развивать соцсети. Формировать портфолио, делать творческие проекты. Кризис закончится, а вы будете к этому времени иметь классное портфолио и аудиторию. Часто отсутствие заказов позволяется сконцентрироваться на по-настоящему ценном авторском творчестве, без соблазна взять еще один сомнительный заказик, чтобы подзаработать.
Резюме
Итак, резюмирую свои заветы младому племени.
Ищите аутентичный стиль, экспериментируйте, креативьте, ничего не бойтесь! Кайфуйте от творчества и выдавайте крутые работы. Развивайте соцсети, нарабатывайте FAME, как говорят на западе. Известность в мире иллюстрации — это вполне достижимо, тем более, что у нас гораздо меньше иллюстраторов, чем в той же Европе, и все на виду. Не впадайте в кабалу стрёмных дешёвых заказов. Цените своё время, ведь время — это наш самый ценный ресурс. У вас всё получится, я уверена! Панк рок, гуляй рванина! Пусть ваши работы будут яркой кометой, которую нельзя будет не заметить.
С любовью, ваш Кариндос.
Спасибо за подписку!
Мы отправим подарок на ваш электронный адрес.
авторизуйтесь